?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На тему, стоит ли заставлять детей (пусть и в мягкой форме) делать что-то очень важное с точки зрения преподавателя. Продолжение истории про Ханойские башни.

Мальчик Саша (8 лет) в первый раз ограничился самим перекладыванием, потратил на него все свои ресурсы, устал, и считать количество операций, да ещё переводить их в миллиарды лет, не захотел. Ну и ладно, подумала я и ушла.
А второе наше занятие началось с того,что он с надеждой и нетерпением спросил, будем ли мы опять перекладывать башни. А почему бы и нет, порылись в игрушках его сестры - нашли пирамидку. На этот раз он собрал 5 колец очень быстро, очевидно, дома тренировался (хотя я, естественно, не задавала), а потом сам спросил, как же долго придется перекладывать 64 кольца.
Я рассказала, как считать. Он перемножил пять двоек друг на друга (для пяти колец) и вычел один. Умножил это на 2 секунды времени, затраченного на каждое перекладывание. И получил чуть больше минуты. А как посчитать, долго ли придется перекладывать 6 колец? А 10? А 64? Саша предположил, что это "очень долго, даже наверное, лет 400". Ну возводить 2 в 64 степень я его пожалела, сказала, что получится 100 миллиардов лет.
- Ну и что, наступит к этому времени конец времен или нет? (это я его спрашиваю)
- Конечно, ведь поколение живет всего сто лет.
Тут мы пообсуждали, заканчивается ли вся жизнь со смертью одно поколения и прочие философские вопросы. Выяснили, что возраст Солнца всего миллиардов 5, а погаснет оно ещё через 5, так что прогноз в 100 миллиардов более, чем оптимистичен. Успокоились, что ещё долго, и мальчик побежал гулять.

И тут я подумала, что же скажет на это его мама, которая специально ушла с работы пораньше, чтобы со мной познакомиться, и во время занятия сидела в комнате. А мама осталась настолько довольна, что предложила заниматься ещё с её дочкой, которой скоро будет три года. Я обещала подумать.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
senkinamama
Oct. 27th, 2013 06:52 am (UTC)
здорово)) я вспоминаю свой математический лицей
frodybercy
Oct. 27th, 2013 11:59 am (UTC)
я тоже люблю вспоминать свой математический лицей :)
soulatan
Oct. 14th, 2015 12:26 pm (UTC)
Спасибо вам, за то, что делитесь опытом:)) очень интересно!
А нужно ли 6 летке объяснять , точнее как его подвести к тому как подсчитать время затраченное на перекладывание? Или рано? Мы пока попробовали из 4 колец- справился.
frodybercy
Oct. 14th, 2015 04:15 pm (UTC)
на здоровье :)
можно акцентировать внимание на алгоритме - получается, что если он легко переложил 3 кольца, то задача по перекладыванию четырех сводится к тому, чтобы сначала переложить три верхних кольца, как ребенок это уже умеет, потом подвинуть нижнее, и опять переложить три кольца на него всё тем же способом. то есть повторить старую задачу почти дважды.
и так далее. чтобы переложить 5 колец, тому, кто умеет перекладывать 4 кольца, нужно всего-то дважды сделать это. это называется рекурсивный алгоритм :)
объяснять или нет - я бы не стала, если ребенок отмахивается и не проявляет интереса. то есть предлагаю подождать, пока вдоволь наиграется и сам захочет выйти на новый уровень. в будущем такую задачку можно вообще запрограммировать. с анимацией даже.
( 4 comments — Leave a comment )